Автоматизированная информационная система «Экспедитор»
Компании, которая доставляет воду по городу, сделали автоматизированный диспетчерский комплекс. Диспетчерский комплекс — это информационная система из логистического модуля и приложений. Она прокладывает маршруты, собирает данные о клиентах и помогает более точно прогнозировать время доставки.
Задачи, над которыми работали:
— эффективнее доставлять воду имеющимися силами
— прогнозировать точное время доставки
— масштабировать систему доставки в другие города и на другие категории продуктов
С какой проблемой пришел клиент
Клиент хотел зарабатывать больше, но понимал, что если запустит рекламную кампанию и приведет больше клиентов, то его сложившаяся система не выдержит. Критическая мощность старой системы — всего 700 адресов в день и 10 экипажей на маршруте. В процессе поиска решений этой задачи, мы нашли слабые места, неочевидные для самого заказчика и создали информационную систему, которая состоит из веб-приложения для диспетчеров и мобильных приложений для экипажа и клиентов.
Эта система автоматически рассчитывает маршруты, помогает справиться с нагрузкой в 3500 адресов в день и рассчитана на работу до 40 экипажей. Это не значит, что после внедрения системы, компания сразу будет обрабатывать столько адресов, клиентов еще нужно найти. Это значит, что система может столько обработать. Чтобы доставлять больше, им нужно провести рекламную кампанию, привлечь больше клиентов и водителей.
адресов в день
экипажей на маршруте
адресов в день
экипажей на маршруте
Через месяц после введения системы, компания доставляет как и раньше, но делает это быстрее, точнее и, следовательно, дешевле. Расскажем подробнее о создании информационной системы.
Как решали
Прежде чем мы приступили к созданию всех приложений, проанализировали внутренние процессы: поговорили с руководителями и сотрудниками, разобрали бизнес-процессы, поездили вместе с экипажами по маршрутам.
После месяца анализа мы нашли три слабых места:
ограниченность и планирование доставки: старая система позволяла доставлять только в определенные районы города, а логист планировал маршруты вручную
высокая стоимость доставки: если бутылка стоит 100 ₽, то 40% от суммы уходит на доставку
долгое время доставки: старая система не давала четкого прогноза когда именно привезут воду и клиент часто ждал по полдня
Для начала нам нужно разобраться с этими слабыми местами. Чтобы снизить стоимость доставки, нужно было понять почему доставка так дорого стоит, автоматизировать маршрутизацию и научить систему рассчитывать доставку с точностью до 30 минут. Все это решается с помощью приложений для диспетчеров, экипажей и клиентов — и образует информационную систему. Вот как она работает.
Приложение для диспетчеров
Мы начали работу с создания приложения, в котором диспетчеры смогли бы формировать списки заказов, составлять маршрутные листы для экипажей, отслеживать статусы заявок и расположение автомобилей на карте. По плану именно это поможет прогнозировать доставку точнее.
И главное — собирать информацию о клиентах в отдельную базу.
Никита, разработчик: «Пока мы ездили вместе с экипажами по маршруту, обратили внимание, что вся информация о клиенте — часто у экспедитора в голове. Но система каждый раз строит разные маршруты и экипажи едут к незнакомым клиентам. Поэтому им приходится ориентироваться на местности: выяснять где парковаться, на какой этаж нести и опасаться ли собак. Вторая причина долгой доставки — экспедиторы готовят документы на месте, когда уже приехали, а не в пути.»
Уже в поле оказалось, что долгое и непрогнозируемое время доставки — именно из-за отсутствия информации о клиенте. Из 4 часов смены, 1,5 часа — это дорога, а 2,5 — «последняя миля», когда экспедитор несет воду от машины к двери. Об этом не знали даже наши заказчики.
Для продвинутых пользователей
Чтобы управлять доставкой, клиент уже работал на информационной системе: устаревшей, тяжелой, без API и автоматизации. У него не было бюджета на создание новой системы с нуля, поэтому мы решили настроить наш функционал сверху. Всегда есть место компромиссу.
Несмотря на явную проблему со сбором информации о клиентах, основной модуль приложения — логистический. Это такая программа, которая автоматически планирует маршруты в зависимости от количества заявок и экипажей на линии. Раньше этим занимался логист, прикидывая в голове, как лучше построить маршруты, и часто ошибался, потому что у любого человека в распоряжении меньше информации, чем у информационной системы.
Например, раньше водители, которые работали в центре доставляли по 60 адресов, а в удаленном районе — всего 20, потому что им составляли такие маршрутные листы. Казалось, что чем дальше район, тем дольше до него ехать. Но на деле оказалось как мы уже писали — дольше доносить воду от машины до клиента.
Программа сама составляет маршрут, но у логиста есть ряд крутилок: время на заказе, время на доставку, перекидывать маршруты между экипажами или привязывать конкретные маршруты к конкретным экипажем. Это нужно для того, чтобы планировать маршруты для конкретных экипажей.
Приложение экипажа
Сообщает экспедитору информацию о маршрутах и деталях доставки. Формирует ближайшие цели и показывает что конкретно нужно сделать: забрать столько-то товара со склада, важные детали заказа, успеть к конкретому времени. Выводит статистику доставленных заказов. Посчитанный маршрут можно сгрузить в удобное навигационное приложение. Сейчас экспедиторы используют 2gis.
Приложение клиента
Помогает заказать воду без нужды заходить на сайт или разговаривать с диспетчером по телефону. В нем можно сделать заказ, выбрать желаемый день и время доставки или вообще отменить заказ. Так как воду обычно заказывают в тех же объемах и на тот же адрес, то процесс упростился в несколько раз — клиенту нужно всего лишь повторить предыдущий заказ, выбрав дату и время. Все очень просто, понятно и удобно. Обычно хорошим приложениям и интерфейсам не хватает именно этого.
— клиент может отменить заказ даже за 5 минут до доставки. Программа автоматически пересчитывает маршрут экипажа
— приложение отвечает на популярные вопросы
— заказ оформляется на одном окне в 2-3 нажатия
быстро и без разговоров с оператором заказать воду на нужное ему время (потому что все тут социофобы и не любим говорить по телефону, давайте в этом признаемся)
знать до часа, когда прибудет доставка
заказ оформляется на одном окне в 2-3 нажатия