STEM — направление в области науки, образования и экономики, объединяющее т.н. «неженские» специальности: инжиниринг, программирование, конструирование, робототехнику, технологии, а также естественные и точные науки.
Должна ли современная женщина, помимо умения остановить коня на скаку и войти в горящую избу, приобретать «неженские» специальности, например такие как программирование, конструирование, инжиниринг, робототехника и т.п., и активно конкурировать с мужчинами? Да, должны, единогласно решили участницы и участники семинара «STEM-образование. Развитие STEM-отрасли», который прошел в канун международного женского дня в ЛОТПП.
По словам участников семинара, сегодня в России наблюдаются провалы по ряду мужских специальностей, так необходимых для достижения технического суверенитета. И, чтобы этот суверенитет окончательно не потерять, «слабую» половину человечества необходимо вовлекать в образовательные программы по приобретению профессий «сильной» половины.
На необходимости развития STEM-образование в России акцентировали внимание все выступавшие. Так, Зоя Алевалова, начальник отдела образовательных программ и технологий Учебного центра подготовки руководителей НИУ ВШЭ СПб, руководитель и эксперт программы повышения квалификации НИУ ВШЭ-СПб «Формирование инженерной культуры обучающихся: STEM-подход» рассказала об уникальном опыте СССР по расширению возможностей для женщин и успехи в науке и производстве, которые последовали за этим, спровоцировав интерес к нашей стране в области успешных практик в STEM. Никита Хари, PhD в электронной инженерии (University of Cambridge); Schlumberger научный сотрудник-постдок (University of Oxford) и Любовь Ширяева, руководитель отдела в АО «Российские космические системы», поделились своим опытом и секретом успеха в «неженских» профессиях. Елена Дюкарева, вице-президент ЛОТПП, обратила внимание на то, что Россия сегодня нуждается в большом количестве специалистов, занятых в технически сложных профессиях, а Айгуль Кадырбаева, председатель подкомитета по бизнес-образованию ЛОТПП, директор Института ДПО НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, констатировала, что момент объединения усилий образовательных организаций, бизнеса, власти и НКО наступил.
Ну а для решения накопившихся задач необходимо развивать STEM-образование и начинать нужно с дошкольных учреждений.