Логистическая

Система

Автоматизированная информационная система «Экспедитор»

Компании, которая доставляет воду по городу, сделали автоматизированный диспетчерский комплекс. Диспетчерский комплекс — это информационная система из логистического модуля и приложений. Она прокладывает маршруты, собирает данные о клиентах и помогает более точно прогнозировать время доставки.

Сроки

2018-2020

Технологии

React Native, Python, Мультиагентная система, Микросервисная архитектура


С каким запросом пришёл клиент?

Клиент хотел зарабатывать больше, но понимал, что если запустит рекламную кампанию и приведет больше клиентов, то его сложившаяся система не выдержит. Критическая мощность старой системы — всего 700 адресов в день и 10 экипажей на маршруте. В процессе поиска решений этой задачи, мы нашли слабые места, неочевидные для самого заказчика и создали информационную систему, которая состоит из веб-приложения для диспетчеров и мобильных приложений для экипажа и клиентов.

Эта система автоматически рассчитывает маршруты, помогает справиться с нагрузкой в 3500 адресов в день и рассчитана на работу до 40 экипажей. Это не значит, что после внедрения системы, компания сразу будет обрабатывать столько адресов, клиентов еще нужно найти. Это значит, что система может столько обработать. Чтобы доставлять больше, им нужно провести рекламную кампанию, привлечь больше клиентов и водителей.


Ход работы

Прежде чем мы приступили к созданию всех приложений, проанализировали внутренние процессы: поговорили с руководителями и сотрудниками, разобрали бизнес-процессы, поездили вместе с экипажами по маршрутам.

После месяца анализа мы нашли три слабых места:

  1. ограниченность и планирование доставки: старая система позволяла доставлять только в определенные районы города, а логист планировал маршруты вручную
  2. высокая стоимость доставки: если бутылка стоит 100 ₽, то 40% от суммы уходит на доставку
  3. долгое время доставки: старая система не давала четкого прогноза когда именно привезут воду и клиент часто ждал по полдня

Для начала нам нужно разобраться с этими слабыми местами. Чтобы снизить стоимость доставки, нужно было понять почему доставка так дорого стоит, автоматизировать маршрутизацию и научить систему рассчитывать доставку с точностью до 30 минут. Все это решается с помощью приложений для диспетчеров, экипажей и клиентов — и образует информационную систему. Вот как она работает.

Приложение для диспетчеров

Мы начали работу с создания приложения, в котором диспетчеры смогли бы формировать списки заказов, составлять маршрутные листы для экипажей, отслеживать статусы заявок и расположение автомобилей на карте. По плану именно это поможет прогнозировать доставку точнее.

Уже в поле оказалось, что долгое и непрогнозируемое время доставки — именно из-за отсутствия информации о клиенте. Из 4 часов смены, 1,5 часа — это дорога, а 2,5 — «последняя миля», когда экспедитор несет воду от машины к двери. Об этом не знали даже наши заказчики.

Приложение экипажа

Сообщает экспедитору информацию о маршрутах и деталях доставки. Формирует ближайшие цели и показывает что конкретно нужно сделать: забрать столько-то товара со склада, важные детали заказа, успеть к конкретому времени. Выводит статистику доставленных заказов. Посчитанный маршрут можно сгрузить в удобное навигационное приложение. Сейчас экспедиторы используют 2gis.

Здесь решается проблема сбора информации о клиентах. Раньше на один и тот же адрес ездил один и тот же водитель, но если он уходил или его кто-то заменял — время доставки увеличивалось, потому что новый водитель не знал куда идти, в какой звонок звонить, с какой стороны здания парковаться. Плюс, водители могли уйти к конкуренту со своей базой заказчиков и в такой системе не было ощущения работы с брендом, это скорее работа с конкретным экспедитором. Теперь вся информация о деталях доставки записывается в приложении и сохраняется в общей базе. А чтобы экспедитор не увел базу номеров клиентов, он звонит сразу через приложение, не видя его номер.

Если экипаж попадает в ДТП, то они звонят диспетчеру и если есть время и место у других экипажей, они забирают оставшийся заказ. Если нет, то недовезенный заказ распределяется между остальными экипажами на следующий день. Чтобы все экспедиторы работали по приложению, а не пытались установить его на свой телефон, заказчик купил партию телефонов с предустановленным приложением. Так что переход централизованный — как в армии.

Приложение клиента

Помогает заказать воду без нужды заходить на сайт или разговаривать с диспетчером по телефону. В нем можно сделать заказ, выбрать желаемый день и время доставки или вообще отменить заказ. Так как воду обычно заказывают в тех же объемах и на тот же адрес, то процесс упростился в несколько раз — клиенту нужно всего лишь повторить предыдущий заказ, выбрав дату и время. Все очень просто, понятно и удобно. Обычно хорошим приложениям и интерфейсам не хватает именно этого.

— клиент может отменить заказ даже за 5 минут до доставки. Программа автоматически пересчитывает маршрут экипажа

— приложение отвечает на популярные вопросы

— заказ оформляется на одном окне в 2-3 нажатия


Результат

Время доставки сократилось. Были созданы удобные приложение для диспетчеров, экипажей клиентов, что позволило заказчику увеличить свои доходы, а клиентам получить быструю и качественную услугу.

Back to top